Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка icon

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка

Реклама:



Скачать 231.33 Kb.
НазваниеЛитературное чтение 3 класс Пояснительная записка
Е.Н. Учусь
Дата конвертации25.09.2013
Размер231.33 Kb.
ТипРабочая программа
источник
1. /Рабочая программа по кружку Театральная культура.doc
2. /Рабочая программа по курсу Я-исследователь..doc
3. /Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Эльконина -Давыдова).doc
4. /Рабочая программа по математике 3 класс (Эльконина-Давыдова).doc
5. /Рабочая программа по окружающему миру 3 класс 9Эльконина - Давыдова).doc
6. /Рабочая программа по русскому языку 3 класс ( Эльконина -Давыдова)..doc
7. /Рабочая программа по экологической деятельности Учусь учиться 3 класс.doc
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Исследовательское обучение в начальной школе» Савенков А. И. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ( 2004 год) на основе авторской программы «Математика» Александрова Э. И м.: Вита Пресс, 2004год
Окружающий мир 3класс Пояснительная записка
Русский язык 3 класс Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Экология» Дзятковская Е. Н. Учусь учиться- серия: Экология учебной деятельности. Учебная программа. Методические рекомендации. М.: Центр «Образование и экология», 2009 год

Литературное чтение

3 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ( 2004 год) на основе авторской программы «Литературное чтение» Матвеева Е.И. - М.: Вита – Пресс, 2004год

Цель: обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов( техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Задачи :

образовательные

  • развитие потребности читать любой текст(художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

  • развитие способности творческого «видения» смыслов худ. текста;

  • открытие и освоение учениками позиции читателя и автора;

  • формирование в сознании читателя эстетических(эмоционально – образных) и герменивтических (образно- понятийных, смысловых) установок для достижения сущности изучаемого предмета;

развивающие:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие речи;

воспитательные:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

2. Требование к уровню подготовки на конец 3 класса

Знания и умения

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

  • изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);

  • особенности художественного и нехудожественного текстов; особенности эпического и лирического произведений;

  • особенности текстов описательного и повествовательного характера;

  • « модель» жанров: послания, сказки;

К концу третьего класса обучающиеся должны уметь:

  • Выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;

  • Определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;

  • Выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;

  • Определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;

  • Выявить роль заглавия произведения, портрета. пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;

  • Ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;

  • Создавать текст собственного сочинения( в жанре послания, рассуждения, текста- описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;

  • выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;

  • читать вслух любой незнакомый текст (художественный и нехудожественный, поэтический и прозаический) целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания( темп чтения на конец 3 класса – не менее_ 75 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;

К концу третьего класса обучающиеся должны иметь представление:

  • о текстах одной тематики; одинаковой (различной) жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;

  • о способах построения текста( рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог);

  • о детской периодике ( журналах и газетах).

3.Содержание учебного предмета (курса) « Литературное чтение»

Часть первая. Мир созданный автором.

Тема 1. Рождение замысла.

Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины».авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство. Элементы описания в авторских работах.

Тема 2. В царстве словесного пейзажа.

Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.


Тема 3. «И сразу стало всё не так»

Описание неживого предмета. Использование прямого и переносного значений слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа. Интересного для ребенка – читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании неживого предмета. Глаголы –действия. Помогающие автору « оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.


Часть вторая. Секреты рождения образа.

Тема 1. Доброе слово и кошке приятно.

Описание животного ( кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе – этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Изображения одинакового животного в произведениях разных авторов. , в прозаическом и поэтическом произведении, в текстах разной специфики. Особенности жанров этюда и миниатюры.

Тема 2. « О всякой живности»

Животное – любимый герой литературы для детей. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным образом животного. Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создать интересный образ обычного героя ( животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного.

Тема 3.Каждый сам о себе.

Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения.

Басня о животных, особенности жанра, иносказание, мораль в басне.

Дневниковые записи собаки. Способы характеристики животного и человека через дневники.

Тема 4. Необычные уроки письма.

Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании ( автор – адресант). Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент как особое выразительное средство адресности.


4.Календарно – тематическое планирование на учебный год

Количество часов за год - 103 в уч.году 2 дня приходится праздничные дни – 01.05 (вторник), 09.05(среда)


Количество часов в неделю – 3

№урока п/п уч.г.

№ п/п чет.

Тема урока

Кол –во часов

Дата провед.

Примечание









1 четверть-24 ч
















Часть первая. Мир созданный автором.

Тема 1. Рождение замысла. Тема авторства.- 17ч.










1

2

1

2

Н. К. Абрамцева «Шёлковая сказка» (волшебная история)



2

05.09

06.09




3


4

5

3


4

5

Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами».Разное видение мира. Автор и мир.

Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами».Разное видение мира. Автор и мир.

Проверочная робота (старт)


1


1

1

07.09


12.09

13.09




6


7

8

6


7

8

Д.Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя.

С. Чёрный «Крокодил»,

А. Е. Екимцев «Дедушка туман»


1


1

1

14.09


19.09

20.09




9


10

9


10

Н. К. Абрамцева « Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана

А. Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора. Проверка техники чтения (старт)

1


1

21.09


26.09




11

12


13

11

12


13

В.А.Бахревский «Скучный осенний дождик».Форма рассказа о событии, её соответствие содержанию.

В.И.Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Сочинение этюда» Эти облака похожи на …»

2


1

27.09

28.09


03.10




14

15

16


14

15

16


В.В. Маяковский «Тучкины штучки».Ф.А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности.


3

04.10

05.10

10.10





17


17


Урок – рефлексия. Сочинение с заменой героя- действующего лица.

1

11.10





Тема 2. В царстве словесного пейзажа - 10ч.

18

19


20


21

18

19


20


21

И.С. Тургенев «Осень».Образ природы в произведениях разных авторов. Способы выражения авторского отношения к природе

Проверка техники чтения за 1 четверть


Проверочная работа за 1 четверть

2


1


1



12.10

17.10


18.10


19.10





22


23


24

22


23


24

Потёмкин « Мухоморы, В.А.Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы прердачи авторского настроения.

И.Качаев «Осенние странники» Описание осени. « Событие» осеннего дня.

Ю.И. Коваль «Последний лист» Художественная деталь.


1


1


1

24.10


25.10


26.10










2 четверть -25 ч.










25


26

27

28


1


2


3


И.А.Бунин « Листопад» (отрывок) Роль эпитета в создании образа природы.

В.Д.Берестов «Капля»


Сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы. Урок-рефлексия.

1


2


1


07.11


08.11


09.11





Тема 3. «И сразу стало всё не так» -18 ч.


29

30



4

5


Э.Э.Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятёрка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания.


2


14.11

15.11





31

6


Е.И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора.

1

16.11





32

33

7

8

А.Е.Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения

2

21.11

22.11




34


35

9


10


М.Я. Бородицкая «Тётушка Луна». Событие в шуточном стихотворении.

Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов.

1


1

23.11


28.11





36

37

11

12


Г.Х. Андерсен « Чайник». Ю.П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя.

2

29.11

30.11





38

39

40

41

13

14

15

16

О.Э. Миндельштам «Кухня» Жизнь кухни. Способы её воссоздания.


Проверка техники чтения за 1 полугодие

4

05.12

06.12

07.12

12.12




42

43

44

45

17

18

19

20

А.М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико- прозаическом произведении

Сочинение-описание неживого предмета

3


1

13.12

14.12


19.12




46

21

Проверочная работа за 1полугодие

1

20.12




Часть вторая. Секреты рождения образа.

Тема 1. Доброе слово и кошке приятно – 12 ч.

47

48

22

23

Описание животного. Способы выражения авторского отношения

2

21.12

26.12




49


50


24


25

Описание животного. Способы выражения авторского отношения

М.С. Пляцковский «Как кот попался на

удочку»

С.Чёрный « Как кот сметаны поел». Образ кота- шуточный образ.

1


1

27.12


28.12




3 четверть-30ч

51

52

1

2

Н.К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде.

2


16.01

17.01




53

54


3

4


М.М. Пришвин « Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способ их изображения.

2

18.01

23.01





55

56

57


5

6

7


Ю.И.Коваль «Летний кот», « Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора – разные способы её воплощения. Проверка техники чтения ( январь)

3

24.01

25.01

30.01





58


8


Сочинение-этюда( миниатюры): Весенний кот», «Зимний кот». Урок-рефлексия.

1


31.01





Тема 2. « О всякой живности» - 16 ч.

59


9


Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В.Д. Берестов «Жуки».

1

01.02





60

61


10

11


М.В. Ломоносов «Кузнечик». Размышление автора.


2


06.02

07.02





62


12


Г.Новицкая « Ливнем грива падает седая».переносное значение слова- основа метафоры. Поэтический образ.

1


08.02





63

64

65

13

14

15

Ю.Я.Яковлев « Мой знакомый бегемот». Научно –популярная статья из энциклопедии «Бегемоты».

3



13.02

14.02

15.02




66


67

68

69


16


17

18

19


Д.Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. Проверка техники чтения( за февраль).

В.А. Бахревский « Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора. Сочинение- продолжение истории, начатой автором..

1


3

20.02


21.02

22.02

27.02





70

71

72


20

21

22


Ю.И.Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного.



3


28.02

29.02

05.03





73



23



В.И. Белов «Диалог». Рассказы о всякой живости. «Петух». «Рома». «Последняя синичка». Изображение животных и выражение авторского отношения к ним.

1



06.03





74


24


Н.А. Заболоцкого « Лебедь в зоопарке». Анализ лирического стихотворения, содержащего художественного описание.

1


07.03





Тема 3.Каждый сам о себе – 10 ч.

75


76


77

78

25


26


27

28



Рассказ о герое от первого лица. Р.С. Сеф «Полночь». Проверка техники чтении за 3 четверть.

В.Д.Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором.

Проверочная работа за 3 четверть.

С.Чёрный « Индюк». Звукопись – прием, помогающий создать смешной образ.

1


1


1

1

12.03


13.03


14.03

19.03





79

80

29

30

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Образ

« умного» индюка. Способы его создания.


2

20.03

21.03










4 четверть-24ч










81


82

83


84



1


2

3


4


В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора.

С.Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». Дневниковые записи.


Урок –рефлексия. Проверка техники чтения за апрель

1


2


1

04.04


09.04

10.04


11.04




Тема 4. Необычные уроки письма – 19 ч.

85

86

5

6

Введение в тему. Ю.Н.Кушак «Почтовая история». Сочинение- ответ на письмо.

2

16.04

17.04




87

88

89

90

7

8

9

10

Ю.П.Мориц «Тетрадка для сказок», Дж.Родари «Письмо фее», А.Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л.Мезинов «Соседи». Сочинение- ответ на письмо.

4

18.04

23.04

24.04

25.04




91

92

11

12

М.С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте».

2

30.04

02.05





93

94

95

13

14

15

А.П.Чехов «Ванька»

3

07.05

08.05

14.05





96

97

98

16

17

18

Проверочная работа за год.

А.С.Пушкин « И.И.Пущину», «Няне»


1

2


15.05

16.05

21.05





99

100


19

20


В.В. Лунин «Записка»,

Проверка техники чтения за год


1

1

22.05

23.05





101

102

103


21

22

23


Я.Л. Аким «Пишу тебе письмо»,

М.Я. Бородицкая «Лето прошло»,

Э.Э.Мошковская « Письмо».


1

1

1


28.05

29.05

30.05





5. Материальное обеспечение данной программы

Для учащихся

Матвеева Е. И. Литературное чтение/ Учебник, 3 класс. — М.: Вита-Пресс, 2006.

Матвеева Е. И. Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 части— М.: Вита-Пресс, 2011

Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению, 3 класс— М.: Вита-Пресс, 2011

Для учителя

Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению, 3 класс. Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2002


База творческих заданий

Тема 1. Рождение замысла.

Сочинение – этюд «Эти облака похожи на…», «Эти тучки похожи на …», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов по критериям творческой работы. В.В. Маяковский « Тучкины штучки»; Ф.А. Миронов « Тучи».

Тема 2. В царстве словесного пейзажа.

Сочинение – описание природы « Путешествие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов по критериям творческой работы.

Тема 3. «И сразу стало всё не так»

Сочинение – описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа ( эпитетов, олицетворений, сравнений, звукописи и др.) оценивание работ по сформулированным учениками критериями этой творческой работы.

Часть вторая. Секреты рождения образа.

Тема 1. Доброе слово и кошке приятно.

Описание кота, с которым произошел интересный случай; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа ( эпитетов, олицетворений, сравнений). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение результатов этой творческой работы по выбранным критериям.

Тема 2. « О всякой живности»

Анализ и интерпретация лирического стихотворения Н.а. Заболоцкого « лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворений, сравнений), композиционных приемов текста.

Сочинение – интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения.

Тема 4. Необычные уроки письма.

Сочинение различных посланий. Редактирование.

В течение учебного года оставляю за собой право на коррекцию календарно- тематического планирования.





Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconДокументы
1. /РП, Луценко Ж.А.. 1 класс/ДИАГНОСТИКА.1 КЛАСС/ВТОРОЙ ВАРИАНТ ДИАГНОСТИКИ РУССКИЙ ОЦЕНКА.doc

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconЛитературное чтение Пояснительная записка
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» класс 1 2013 2014 учебный год
Шанько «Обучение грамоте», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» утвержденной мо РФ в соответствии...

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconЛитературное чтение пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, планируемых...

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconТлизамова Мадина Ибрагимовна (Ф. И. О. учителя) г. Баксан 2013 г. Литературное чтение пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 3 классов начальной школы и разработана в соответствии с основными положениями Федерального...

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка по учебному курсу «Литературное чтение»
«Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), Закон рх «Об образовании» №53 от 04. 10....

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconЛитературное чтение Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции...

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка icon1 класс Русский язык – стр. 20 прописи. Математика – стр. 19 №3, №4, № Литературное чтение – стр. 56-57. 2 класс
Математика – стр. 95-98 учебника §22 внимательно прочитать, стр. 106 задачника №№22. 1-22. 7(а)

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconДокументы
1. /3 класс. Литературное чтение.doc

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconДокументы
1. /1 класс литературное чтение.doc

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка iconДокументы
1. /2 класс. Литературное чтение.doc

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©pautin.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы